Какие примеси остаются в сжатом воздухе после стандартного фильтра и почему это важно?
Возьмем ситуацию: вы купили хороший винтовой компрессор, установили стандартный фильтр на выходе и уверены, что получаете чистый сжатый воздух. Это иллюзия. Атмосферный воздух, который засасывает компрессор, - сложный коктейль из пыли, влаги, микробов и промышленных аэрозолей. В процессе сжатия и охлаждения к этому миксу добавляются частицы износа оборудования, капли масла и водяной пар.
Специалисты говорят, что стандартный фильтр - это лишь «первый барьер», который задерживает основную грязь. Но тонкие, невидимые глазу угрозы он пропускает с легкостью. Если сильно обобщить, то весь «нежелательный багаж» в сжатом воздухе можно разделить на триаду: Влага, Масло и Твердые частицы. И для каждой из них у стандартного фильтра находится своя «ахиллесова пята».
Что проскальзывает мимо защиты
Влага. Горячий сжатый воздух после компрессора активно охлаждается в ресивере и магистралях, конденсируясь в воду. Стандартный фильтр-влагоотделитель справляется с каплями и брызгами, но беспомощен против водяного пара. В лучшем случае, он улавливает до 70% жидкой воды. Остальное в виде пара отправляется дальше по системе, чтобы снова сконденсироваться в самый неподходящий момент, прямо в пневмоцилиндре или окрасочном пистолете.
Масло. Даже в исправном компрессоре микроскопические капли масляного аэрозоля проходят через маслосепаратор. Стандартный коалесцирующий фильтр неплох, он может уловить до 99% этих капель, снизив концентрацию до 0,5-1 мг/м³. Но это все равно миллионы масляных частиц на кубометр воздуха. А если компрессор изношен или работает в неидеальных условиях, проскок масла становится лавинообразным. И это уже полноценные пары масла, против которых обычный фильтр бессилен.
Твердые частицы. Пыль, ржавчина из труб, продукты износа компрессора. Стандартный фильтр задержит основную массу грязи. Но частицы размером от 0,1 до 1 микрона, невидимые глазу, проходят сквозь него, как сквозь сито. Для сравнения, человеческий волос имеет толщину около 50-70 микрон.
Почему так важна чистота воздуха
Простая, но не всегда очевидная истина: воздух для покраски автомобиля и воздух для вентиляции аквариума с экзотическими рыбками — это два разных продукта с точки зрения технологии.
При покраске с помощью пневмоинструмента, главные враги хорошего результата - влага и масло. Капля воды или масляная пленка на поверхности грунта приведут к образованию кратеров, «апельсиновой корки» и отслоению лакокрасочного покрытия. Ремонт такого брака обойдется дороже, чем установка качественного осушителя и угольного маслоадсорбера.
Пищевая и фармацевтическая промышленности – вообще зона строжайших стандартов. Попадание масла, бактерий (которые размножаются во влажной среде) или пыли в продукт – это угроза здоровью потребителей и репутации предприятия. Здесь требуется воздух класса 0 по ISO 8573-1, что предполагает каскад фильтров тонкой очистки, включая стерилизующие.
Пневмоавтоматика и пневмоцилиндры боятся воды и твердых частиц, которые работают как абразив, изнашивая уплотнения и точные клапаны. Влага вызывает коррозию. Если не проработать защитный барьер для очистки воздуха в пневмонструменте, то придется заниматься ремонтом дорогостоящих станков с ЧПУ, получать простои производства и оплачивать затраты на ремонт.
Как обеспечить нужную чистоту? Творческий подход к системе
Абсолютной гарантии не даст один фильтр, будь он хоть самый дорогой. Качественная подготовка сжатого воздуха – это всегда система, выстроенная под конкретную задачу.
Нередко для правильного подбора оборудования воздух приходится везти в лабораторию и детально изучать его химический и микробиологический состав. Только так можно понять, с чем именно предстоит бороться.
В каком-то смысле, проектирование такой системы – творческое занятие, которое требует от инженера и знаний по компрессорному оборудованию, и понимания технологии производства продукции на своем предприятии. Дело в том, что даже состав окружающего компрессор воздуха (например, в цехе деревообработки или на химическом производстве) диктует выбор конкретных решений: фильтров с углем, адсорбционных осушителей или каталитических нейтрализаторов.
Что в сухом остатке?
Стандартный фильтр – это необходимый минимум, который защищает вашу пневмосеть от явных загрязнений и мгновенных поломок. Но он не дает того качества воздуха, которое требуется современным производствам.
Если вы используете сжатый воздух для ответственных операций, лучшим выходом станет проектирование многоступенчатой системы очистки: фильтр грубой очистки - рефрижераторный осушитель - коалесцирующий фильтр - при необходимости, адсорбционный осушитель и угольный фильтр.
Все это требует квалифицированного подхода и ресурсов, а также регулярного взаимодействия со специалистами, которые помогут подобрать оборудование и будут проводить своевременную замену фильтрующих элементов. Помните: экономия на очистке воздуха всегда оборачивается многократными затратами на устранение последствий.


